Ежедневно мы приобретаем товары в магазинах и на рынках, отдаем свои вещи в ремонт, заключаем договоры на оказание разнообразных видов услуг. У каждого из нас не раз промелькнет мысль, является ли товар качественным, не оторвется ли новая набойка у туфель, не окажется ли так, что поставленная пломба «вылетит» через несколько дней. К сожалению, не всегда покупка радует нас. Через время перестает работать новый телевизор, отданная в химчистку дубленка после чистки оказывается на несколько размеров меньше, а отремонтированный утюг вновь не нагревается до нужной температуры. Возникает вопрос: как, с помощью каких средств, мы можем избежать подобных ситуаций, какие права имеем в этих случаях?
В 1992 году в России впервые появился Закон «О защите прав потребителей», определивший не только основные права потребителей, но и установивший механизм реализации этих прав.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель имеет право на:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- качественные товары (работы, услуги);
- полную, необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах);
- информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), месте его расположения, режиме работы;
- взыскание неустойки;
- возмещение убытков, причиненных нарушением прав потребителей;
- компенсацию морального вреда;
- судебную защиту.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору имеет право на (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
- замену на товар этой же марки;
- замену на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
Эти требования потребитель вправе предъявить:
- в течение гарантийного срока;
- в течение двух лет со дня продажи товара потребителю, если на товар не установлен гарантийный срок;
- в течение двух лет со дня продажи товара, если гарантийный срок составляет менее двух лет.
В течение 14 дней, не считая дня покупки, потребитель вправе вернуть товар надлежащего качества, не подошедший по фасону, размеру, габаритам, расцветке, за исключением товаров, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (с последующими изменениями).
В течение 15 дней потребитель вправе потребовать обмена товара или отказаться от исполнения договора (потребовать возврата денег) при наличии в товаре любого недостатка. По истечении указанного срока вернуть или обменять отдельные товары, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924, можно в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Если товар был приобретен дистанционно (по Интернету, каталогу и т.п., когда у потребителя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром) потребитель вправе отказаться от любого товара в течение:
- 7 дней без объяснения причин,
- 3-х месяцев, если в момент передачи товара не была предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре.
Важно! Все права и гарантии, предоставленные Законом РФ «О защите прав потребителей», распространяются на товары, приобретенные со скидкой и на распродаже!
Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
В случае нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель имеет право (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
- назначить новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- отказаться от исполнения договора.
В случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель имеет право на (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
- безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторное выполнение работы;
- возмещение понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц.
Отказаться от исполнения договора потребитель вправе, если в установленный срок недостатки не будут устранены.
Предъявить требование об отказе от исполнения договора без первоначального предъявления требований, указанных в ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе, если им обнаружены существенные недостатки или иные существенные отступления от условий договора.
Требования, связанные с недостатками работы (услуги) могут быть предъявлены:
- в течение гарантийного срока;
- в течение 2 лет после передачи результата работы (услуги) потребителю, если гарантийный срок не установлен;
- в течение гарантийного срока;
- в течение двух лет после передачи результата работы (услуги) потребителю, если гарантийный срок не установлен;
- в течение пяти лет в отношении недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, если гарантийный срок не установлен.
Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом, возврата денежной суммы, уплаченной за товар, возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи некачественного товара либо предоставлением недостоверной информации о товаре, должны быть удовлетворены в течение 10 дней.
Требования о замене товара удовлетворяются в течение 7 дней, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества – 20 дней.
Требование о предоставлении аналогичного товара на время ремонта удовлетворяется в течение трех дней.
Устранение недостатков должно быть осуществлено незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков не может превышать 45 дней.
Недостатки работы (услуги) должны быть устранены в разумный срок, указанный потребителем.
Требование об уменьшении цены за выполненную работу, о возмещении расходов на устранение недостатков, о возврате уплаченной за работу (услугу) суммы и возмещении убытков подлежат удовлетворению в течение 10 дней.
Требование о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала или материала такого же качества или о повторном выполнении работы удовлетворяются в срок, установленный для срочного выполнения работы.
Порядок защиты прав потребителя
При обнаружении недостатка в товаре (работе, услуге) потребителю необходимо незамедлительно обратиться к продавцу. Продавец (исполнитель, изготовитель) обязан провести проверку качества товара, а в случае необходимости – экспертизу за свой счет.
Важно! Не отдавайте товар продавцу на проверку качества (экспертизу). Пусть назначает время, место проведения проверки (экспертизы) и к указанной дате и времени приносите товар. Если продавец настаивает на передаче ему товара, внимательно ознакомьтесь с документом, который вы подписываете. Слова и словосочетания «ремонт», «гарантийный ремонт», «на гарантию» и т.п. должны вас насторожить. Если продавец все равно настаивает на передаче товара, вам следует в этот момент определиться со своим требованием и написать претензию с соответствующим требованием. Только так вы сможете защитить свои права, если вместо проверки качества вам сделают ремонт, который вы не хотели.
Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается удовлетворить требование потребителя, потребителю необходимо незамедлительно написать претензию на имя руководителя предприятия (индивидуального предпринимателя). Претензия пишется в свободной форме, с изложением событий, указанием на возникшие недостатки и предъявлением требования (требование может быть только одно!).
В зависимости от вашего требования, сроки его удовлетворения различны (см.: Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя). В течение этого же срока продавец обязан провести проверку качества (экспертизу). Если сроки удовлетворения требования истекли, обращайтесь в суд по месту своего жительства, месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда (по своему выбору!).
От уплаты государственной пошлины потребители освобождаются.
В суде вы можете потребовать не только удовлетворения своего требования, но и взыскать с ответчика неустойку, убытки, компенсацию морального вреда.
Для получения консультаций по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, жители Апанасенковского муниципального округа могут обращаться в отдел экономического развития по адресу: с. Дивное, ул. Советская, 17, каб. 24, по телефону 5-16-90.
Предоставление услуг по защите прав потребителей осуществляется бесплатно.