УТВЕРЖДАЮ
Председатель
комитета Ставропольского края
по государственным закупкам
А.В.Шевченко
«13» апреля 2022 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ЗАКУПОК КАК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) – УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие рекомендации разработаны комитетом Ставропольского края по государственным закупкам в целях организации государственными и муниципальными заказчиками Ставропольского края (далее – Заказчики) закупок как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, а также в рамках реализации полномочий, предусмотренных Положением о комитете Ставропольского края по государственным закупкам, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 04 апреля 2016 г. № 155.
1.2. Учреждения и предприятия, входящие в уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
1.3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях оказания экономической поддержки учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы определяет:
обязанность заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, в соответствии со ст. 28 Закона № 44-ФЗ;
возможность заказчиков осуществлять закупки товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик. При выборе способа заказчик должен исходить из принципов контрактной системы.
2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
2.1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут осуществляться на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
2.2. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
2.3. В п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указано, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (далее - Перечень).
При этом п. 11 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не предусматривается ограничение по количеству закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых на основании указанного пункта.
Таким образом, заказчики могут заключить контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем.
Рекомендуется руководствоваться информационным письмом ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100040/19 «По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком», в котором ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании п. 11 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например, сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т.д.
Кроме того, практика ФАС России указывает на то, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений ст. 15 или ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.4. Извещение об осуществлении закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
2.5. В соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ и включить в контракт обоснование цены контракта (письмо Минфина России от 02.11.2021 № 24-06-08/88987).
Учитывая, что товары, работы, услуги, включенные в Перечень, могут производиться несколькими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, при обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик рассматривает цены с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.