
В настоящее время вопросы легализации занятости и скрытых форм оплаты труда, повышения уровня заработной платы и создания условий для своевременной ее выплаты остаются одними из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Сложилась ситуация, когда некоторые работодатели в целях эконо-мии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая ра-ботника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений. Кроме того, и многие работники предпочитают работать без официального оформле-ния, т.е. фактически осуществляя те или иные виды деятельности, не состо-ят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодате-лем.
Соглашаясь работать неформально работник рискует:
• получать заниженную оплату труда;
• не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодате-лем;
• не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск;
• не получить оплату листка нетрудоспособности;
• не получить в полном объеме пособие по безработице;
• полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и другие);
• получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве;
• не получить расчет при увольнении.
Кроме того, с зарплаты работника не будут производиться пенсион-ные отчисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро при выходе на пенсию.
Для работодателей выплата «серых» зарплат, неоформление надле-жащим образом трудовых отношений с работниками грозит администра-тивной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами.
С 1 января 2025 года утверждены и действуют правила ведения об-щедоступного реестра работодателей, у которых выявлены факты неле-гальной занятости. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размеще-нию на официальном сайте Роструда. Основанием для внесения записи в реестр является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении об уклонении от оформления трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и ра-ботодателем, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Попадание ИП или организации в реестр Роструда грозит: внепла-новыми проверками контролирующих органов, повышенными админи-стративными штрафами, ограничениями на получение субсидий, грантов, льготных кредитов, налоговых преференций, запретом на участие в госза-купках.
Создание реестра направлено на повышение прозрачности рынка труда и доступности информации о работодателях. Соискатели смогут за-ранее оценить добросовестность компании и принять взвешенное решение о трудоустройстве.
Полностью искоренить проявления нелегальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений - работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.